СМОТРИны на НУР24: черно-белое кино

24Расовые отношения в американских фильмах — тема щекотливая. Советские зрители узнали об угнетаемом классе рабов из легендарных «Унесенных ветром», но кино о черно-белых проблемах начали снимать гораздо раньше. Как эволюционировало расовое самосознание за последние сто лет, можно понять, посмотрев всего шесть фильмов, среди которых даже есть один советский. 

РОЖДЕНИЕ НАЦИИ (1915)


1915 год. Американец Дэвид Гриффит показывает зрителям долгожданную немую премьеру — «Рождение нации». Фильм, который тут же назовут аморальным и предадут анафеме, а спустя почти столетие включат в Национальный реестр Библиотеки Конгресса. 

Возможно, Дэвид Гриффит не так знаменит, как Джеймс Кэмерон или Стивен Содерберг, но именно с его работ к кино стали относится как к отдельному виду искусства. Дэвид Гриффит начал снимать крупные планы, придумал параллельный монтаж и создал много фильмов, некоторые из которых оказались настолько скандальными, что их запрещали к показу. 

«Рождение нации» — это гимн Ку-Клукс-Клану: террористической организации, которая боролась за права бедных и жестоко расправлялась с темнокожими американцами. Действие фильма разворачивается до и во время Гражданской войны. Афроамериканцы показаны исключительно в отрицательном свете, а куклуксклановцы — чуть ли не спасителями Америки. 

Фильм запрещен в США, но в России не запрещен, так что его можно найти в Интернете. Кстати, в «Рождении нации» не задействовали ни одного темнокожего актера, вместо них снимали загримированных белых. А в 2016 году американцы выпустили еще один фильм с таким же названием, но противоположным смыслом: о том, как угнетенные боролись за свою свободу. Название «Рождение нации» авторы взяли специально — это такая ирония в адрес расистского шедевра 1915 года. 

МАКСИМКА (1952)


Представьте себе фильм, где русские матросы не ругаются матом, крестятся, чтут православные праздники, а царские офицеры — стройные и подтянутые красавчики с благородными манерами. Подсказка: это отечественный фильм, и снял его не Михалков. «Максимка» вышел на советские экраны в 1952 году. Действие в фильме разворачивается во время американской гражданской войны, то есть задолго до советской революции. Крепостное право в России уже отменили, а вот в Штатах еще нет. Однажды команда русского корабля поднимает на борт маленького негритянского мальчика, чудом спасшегося с затонувшего невольничьего судна. 

«Максимка» — удивительно нетипичный советский фильм. Обычно все, связанное с царской Россией, в СССР либо порицали, либо высмеивали, а тут этого даже в помине нет. Хотя отрицательные герои конечно же присутствуют. 
Фильм снят в лучших традициях советского кинематографа. Он действительно отличный, и буквально берет за душу. Да, и матросы здесь — настоящие матросы, со шрамами, суровыми загорелыми лицами, и в застиранной форме, а не такие, как показывают сейчас — ну, вы поняли. 

Кстати, в роли положительного героя-офицера снялся Вячеслав Тихонов, а в роли одного из матросов — Михаил Пуговкин. Максимку сыграл советский школьник Толя Бовыкин. Его отец, реальный американский матрос, пропал без вести во время Великой Отечественной войны. Судьба Толи оказалась печальной: мальчик прожил только 15 лет и умер от диабета. 

ВРЕМЯ УБИВАТЬ (1996)
АМИСТАД (1997)

Мэттью Макконахи снялся во многих хороших фильмах, но две его роли стоят среди них особняком. Потому что они практически одинаковые! «Время убивать» вышел на экраны в 96-м году, а год спустя — «Амистад». В обоих актер сыграл адвоката, спасающего темнокожих подопечных от несправедливого приговора. 


В картине «Время убивать» отец-афроамериканец вершит самосуд над белыми, надругавшимися над его дочерью. В фильме «Амистад» рабы устраивают бунт на невольничьем корабле. Начинается судебное разбирательство, и после всех перипетий американская Фемида, как положено, торжествует. Но, несмотря на типично голливудские финалы, истории получились интересные. Потому что, первое: их снимали Стивен Сбилберг и Джоел Шумахер. И второе — из-за актеров, конечно же!

Морган Фримен, Энтони Хопкинс, Сэмюэль Джексон, Дэниель Спейси, Кифер Сазерленд, Сандра Буллок молоды и прекрасны, а финальная речь Мэттью Макконахи в фильме «Время убивать» считается чуть ли не самой сильной за всю историю мирового процессуального кино. 

ПРОЧЬ (2017)

Если бы создатель «Рождения нации» увидел фильм «Прочь», он, мягко говоря, очень бы удивился. Еще бы: фильм о дискриминации темной половины Америки снимают… представители этой же половины! Да еще и премии за них получают. 

Джордон Пил — известный американский комик, а с недавнего времени еще и режиссер, блеснул на голливудском небосклоне в 2017 году с дебютной лентой «Прочь». Кино получилось очень неполиткорректным. Автор донес до зрителей простую мысль: сколько бы времени не прошло, белые американцы никогда не перестанут быть расистами. Пусть даже на словах они хвалят Барака Обаму и позволяют своим детям создавать с темнокожими семьи.

У фильма отличный сценарий. Здесь тебе и детектив, и триллер,  внезапный сюжетный твист. За сценарий Джордон Пил, кстати, получил «Оскар» и стал первым афроамериканцем, победившим в этой номинации. 

МЫ (2019)

Спустя два года создатель «Прочь» практически повторил свой успех, сняв еще один примечательный фильм в своей карьере. На этот раз ужасы, с коротким названием «Мы». Сюжет здесь тоже крутится вокруг чернокожих героев. Обычная семья — мама, пама, и двое детей — в один не прекрасный момент сталкиваются со своими двойниками, которые очень хотят занять их место. 

Критики увидели в «Мы» еще больше смысла, чем в первом фильме Пила. История про двойников, жаждущих мести, оказалась еще более социальной и не такой уж фантастичной. Сюжетный твист здесь, кстати, тоже есть — в самом конце, и он в буквальном смысле переворачивает восприятие картины с ног на голову. 

Но главное, что все эти фильмы со смыслом, они заставляют думать. Даже если кажется, что черно-белые проблемы тебя-то уж точно не касаются. Болейте хорошим кино!

Подпишитесь на наши уведомления, чтобы быть в курсе всех событий!
Нажмите кнопку «Разрешить» в верхней части экрана