За кулисами следствия: интервью с майором юстиции Александром Човгалом — старшим следователем новоуренгойского следственного отдела
Профессия следователя — это не просто работа, а сложный и многогранный процесс, требующий не только профессиональных навыков, но и умения анализировать, сопоставлять факты и находить решение в самых запутанных ситуациях. Старший следователь новоуренгойского следственного отдела Александр Човгал, в интервью, приуроченном к профессиональному празднику, поделился своим опытом, взглядами на технологии в расследованиях и тем, как его работа влияет на личную жизнь.
Фото: личный архив Александра Човгала
–Что подтолкнуло вас выбрать профессию следователя?
– Я всегда проявлял интерес к работе следственных органов. Больше всего привлекала работа следователей прокуратуры, среди которых были и мои знакомые, что дало возможность узнать о профессии из первых уст. Меня всегда интересовали осмотры места происшествия, изучение следов, допросы подозреваемых и свидетелей. Возрастающий интерес и желание служить обществу повлияли на мой выбор профессии.
– Расскажите немного о своём профессиональном пути? Где учились, как начинали?
– Я обучался в МГГУ им. М.А. Шолохова по специальности «юрист». Во время учебы проходил практику в следственном комитете при прокуратуре РФ, а затем и в самом следственном комитете. После окончания университета в 2012 году я приехал в г. Тарко-Сале Пуровского района и начал работать в Пуровском районном суде, одновременно направив документы на кадровый резерв СУ СК России по ЯНАО. В сентябре 2013 года получил предложение на должность следователя в следственном отделе по Красноселькупскому району. В июле 2017 года был назначен старшим следователем Пуровского межрайонного следственного отдела, а в 2019 году — следователем по особо важным делам. В июле 2023 года меня назначили старшим следователем по г. Новый Уренгой СУ СК России по ЯНАО.
– Что самое сложное в вашей работе?
– Следователю, приходится большое время уделять не только работе с людьми, но и анализу доказательств, изучению документов, осмотру изъятых предметов, что требует предельной внимательности.
– Какие качества, по вашему мнению, необходимы для успешной карьеры следователя?
– Важны коммуникабельность, умение расположить к себе людей, способность сосредоточиться в стрессовых ситуациях, а также умение признавать ошибки и находить пути их исправления.
– Как вы справляетесь с эмоциональной нагрузкой и стрессом, связанным с расследованиями?
– Посещаю с коллегами спортивный зал, что очень помогает отвлечься от рабочих вопросов.
– С какими самыми необычными или запутанными делами вам приходилось сталкиваться?
– Одним из запутанных дел было дело против половой неприкосновенности, где личность преступника была установлена по одному отпечатку пальца на форточке окна. Потерпевшая не могла предоставить информацию из-за заболевания, но в ходе очных ставок обвиняемый признал свою вину.
– Есть ли дело, которое оставило на вас сильное впечатление?
– В процессе расследования уголовных дел необходимо оставаться беспристрастным, поэтому все эмоции уходят на задний план.
– Как вы определяете, что человек говорит правду? Есть ли у вас профессиональные "лайфхаки"?
– Я использую различные приемы допроса, например, сначала выслушиваю показания допрашиваемого, а затем задаю уточняющие вопросы и предъявляю факты, опровергающие его слова.
– Как вы находите подход к людям в сложных ситуациях, например, к свидетелям или подозреваемым?
– Я стараюсь начать разговор с обычной беседы «по душам», что позволяет установить доверительные отношения и облегчить процесс допроса.
– Случалось ли вам сталкиваться с агрессией или попытками давления со стороны участников дела?
– В принципе, агрессия обвиняемых, особенно которые обвиняются в совершении тяжких преступлений, понятна, вместе с тем, кроме как разговора «повышенным тоном», имею в виду нападение, оскорбление, так и оказание давления, в моей практике не было.
– Были ли случаи, когда подозреваемый внезапно признавался в преступлении прямо во время допроса? Как вы действовали в таких ситуациях?
– Такие случаи не редкость, фиксируем показания, проводим проверку показаний на месте, в ходе которой не исключено обнаружение дополнительных доказательств.
– Как выглядит ваш обычный рабочий день? Есть ли место рутине или каждый день уникален?
– Как правило, мой день планируется заранее, но работа с людьми — это не всегда. Иногда мне приходится проводить длительные осмотры документов и аудио-видео записей. Бывает, что сложно предположить, как пройдет день: возможно, выезд на место происшествия и не один, возможно, обращения от заявителей. Поэтому сказать, что каждый день выполняю одно и то же, нельзя.
– Как технологии и современные методы помогают в расследованиях? Насколько они изменили вашу работу за последние годы?
– Современные технологии во многом облегчили процесс доказывания. Повсеместно применяется видеофиксация, сотовая связь и интернет-ресурсы, где человек всегда оставляет свой след. Также развиваются методики и препараты для экспертных исследований, что позволяет получать положительные результаты и находить следы и объекты, которые 3-4 года назад было невозможно установить.
– Бывают ли случаи, когда мелочь становится ключом к разгадке?
– В следственной работе мелочей не бывает. Любая незначительная информация может послужить обнаружению как доказательства вины, так и непричастности человека к преступлению.
– Как ваша профессия влияет на вашу личную жизнь? Удается ли «оставлять работу на работе»?
– Сложно сказать. Мой круг общения в основном состоит из правоохранителей, и разговоры о работе имеют место быть. Порой хорошие идеи приходят вне кабинета.
– Как друзья и близкие реагируют на вашу профессию? Просят рассказать о расследованиях?
– Рассказать о своей работе они, конечно, не просят. Однако, получив информацию из новостных источников, интересуются, были ли такие события на самом деле.
– Если бы вы могли вернуться в прошлое, выбрали бы вы эту профессию снова?
– Я выбирал профессию осознанно и стремился к этому.
– Смотрите фильмы или сериалы о следователях? Какие из них наиболее точно отражают вашу работу?
– Категорически нет.
– Расскажите о своих увлечениях. Есть ли хобби, в котором находите отдушину и отвлекаетесь от работы?
– Я занимаюсь спортом. Особенно активно занимаюсь в отпуске — тренажерный зал и плавание помогают мне расслабиться.
– Что бы вы посоветовали тем, кто только планирует стать следователем?
– Не бояться.
Ищите наc на следующих площадках:
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии