Итоги от Александра Подороги: замгубернатора ЯНАО рассказывает о ситуации в строительной отрасли в 2022 году

В последние годы Ямало-Ненецкий автономный округ превратился в огромную стройку. Амбициозные губернаторские задачи по реновации (свыше 1 миллиона квадратных метров жилья) органично дополняются масштабной реконструкцией дорог, массовым возведением новых школ, детских садов и больниц. Сегодня внешнее преображение нашего региона курирует заместитель губернатора Александр Подорога, который ответил на вопросы НУР24 по итогам 2022 года. Ранее мы публиковали выдержки интервью. Сегодня приводим полный текст. 

2022

НУР24: Дороги Ямала в последние годы получают немало положительных отзывов, в частности, от первых лиц государства в должности вице-премьера. Замечают это и простые северяне, которые объективно меньше рискуют жизнями и автомобилями. Как оцените тенденции на этом направлении Вы? 

А.П: Похвала всегда вдохновляет, но для достижения всех наших задач нам предстоит много поработать. На данный момент у нас нет региональных дорог, покрытие которых вызывает тревогу с точки зрения их аварийности и может провоцировать несчастные случаи. Плановые же работы выполняются на двух наших главных трассах – Сургут – Салехард и Салехард – Надым. Обо всех проблемах мы осведомлены: знаем, что есть серьёзные дефекты поверхности ближе к Надыму. Есть серьёзные результаты на участках Коротчаево – Новый Уренгой, Пуровск – Коротчаево, между Карамовским постом и Муравленко. В целом, общая протяжённость участков, на которых мы выполнили работы в этом году, составляет 200 километров дорог.

НУР24: 200 километров – это предел возможностей? Есть ли куда ямальским расти количественно? 

А.П: Темпы строительства ямальских дорог зависят от четырех факторов, ни одним из которых нельзя пренебречь: продолжительности строительного сезона (она у нас небольшая), финансирования (с этим всё в порядке), возможностей подрядных организаций (они у нас серьёзные, но всё равно ограниченные) и желания сохранить возможность комфортного передвижения по региону (хотя бы относительного). Мы могли в этом году сделать больше на участке Пуровск – Коротчаево, нагнав туда больше техники, но эта дорога бы простаивала. Мы решили пожертвовать темпом ради комфорта. Тем не менее, темпы всё равно на выходе получились рекордными: никогда асфальтовые заводы округа не выдавали такого тоннажа. 

НУР24: Подводя итоги в реальном секторе, принято спрашивать о влиянии экономических санкций. Они, так или иначе, тема №1 для любой отрасли. Как повлияли ограничения недружественных стран на ситуацию в строительной отрасли ЯНАО? 

А.П: При наличии желания, знания и профессионализма, которыми обладают наши подрядчики, никакие внешние факторы не могут нам помешать работать качественно профессионально и в срок. У нас есть наш песок, у нас есть наш щебень, есть наша нефть для производства мазута, у нас есть машины и механизмы отечественного производства. Не ищите оправданий. Ищите возможности для того чтобы это сделать работу. Я не хочу говорить, что у нас добавилось проблем в связи с санкциями. У нас добавились возможности.

НУР24: Остановимся на возможностях подрядчиков, а если быть точнее – на кадровом аспекте. HH.ru, SuperJob говорят о кадровом голоде на Ямале. Насколько он ощутим в строительной отрасли? 

А.П: Нам действительно не хватает инженеров и профессионалов высокого уровня. Эта проблема актуально для всей страны. Нам необходимо повышать престиж профессии дорожного строителя. Нужно возвращать профессорско-преподавательский  состав в дорожные институты, средние учебные заведения, взращивать специалистов, способных качественно работать: проектировщиков, дорожников, операторов машин. В стране ведется беспрецедентного масштаба дорожное строительство: к 2025 году планируется привести в нормативное состояние 75% дорог. У нас есть крупнейший подрядчик – АО «Ямалавтодор», который  расширяет свои мощности. Растут возможности производства стройматериалов. В регионе 30 асфальтобетонных заводов. Везде нужны квалифицированные кадры.

НУР24: Вы упомянули «Ямалавтодор». Год назад Дмитрий Артюхов в ходе честного маршрута говорил о необходимости усилить этого подрядчика. 

А.П: У нас есть долгосрочные планы, связанные с этим подрядчиком. Это наше местное предприятие, всегда надежный и стабильный партнер, на которого, в отличие от пришлых компаний, всегда можно положиться. Мы закупили 116 единиц дорожной техники и оборудования для «Ямалавтодора», будем строить асфальтовые заводы и продолжать усиливать подразделения спецтехникой, такой как фрезы, асфальтоукладчики и кадки. Будут созданы дополнительные опорные пункты в Надыме, Новом Уренгое и Ноябрьске. Вместе с тем, поддержка главного подрядчика не означает, что другие компании будут вытесняться с рынка: те, кто работают качественно, продолжат это делать. 

НУР24: Тема вечной мерзлоты для строительной отрасли Ямала актуальна, как никогда. Расскажите, как поменялась тактика инженерных изысканий в последние годы? 

А.П.: Мы не просто проводим исследования, у нас по каждому земельному участку можно написать научный труд. Мы вместо положенных 8-10 скважин, делаем около 60. Мы изучаем не столько для того, что бы понять какая длина свай там будет, а чтобы понять, в каком состоянии грунты. Мы устанавливаем датчики по измерению температуры грунта возле наших свай. Губернатор Дмитрий Артюхов создал и решил развивать нашу собственную лабораторию. Раньше грунты возили в другие города, теперь можем определить их состояние в Салехарде. Это большой прогресс. 

НУР24: Можете на конкретных примерах рассказать, зачем всё это нужно. 

А.П: Почти во всех городах у нас сложная геология. Взять тот же Новый Уренгой. Два соседних здания, расположенные в 150 метрах друг от друга, могут иметь совершенно разные фундаменты. Под одним может быть вечная мерзлота, под другим – нет. В некоторых случаях мерзлоту надо «растапливать», после чего искусственно «подмораживать» свайное поле. 

НУР24 Может, поэтому у нас не стоит очередь из желающих «зайти» в города ЯНАО с новыми проектами жилой застройки, хотя условия создаются очень неплохие. 

А.П: Я веду много переговоров с застройщиками. Давайте просто сравним проекты в Новом Уренгое и, например, Казани. На юге можно строить круглый год. Рядом с мегаполисом развитая инфраструктура, бетонные заводы, полезные ископаемые, логистические центры, производства стройматериалов. А теперь возьмём Ямал: накладные расходы выше, логистика затратна – доставка щебня из Челябинской и Свердловской области обходится недешево. Плюс зарплата. Здесь она выше. Строителей нужно завезти, обеспечить проживание. И сезон короткий: бетон при отрицательной температуре заливать нельзя. Если все посчитать в комплексе, застройщик в Новом Уренгое получает не такую и большую маржинальную прибыль. Построив квадратный метр в Казани, заработаешь больше. 
В отличие от ряда других городов, у нас, действительно, созданы благоприятные условия для ведения строительного бизнеса. Участки формируются без обременений. Плюс мы сами создаем инфраструктуру и не навязываем подрядчику необходимость строить школы, детсады и больницы. Но издержки, как мы убедились, тоже велики. 

НУР24: Вам предстоит курировать строительство новых объектов, приуроченных к 50-летию Нового Уренгоя. Намечается много всего интересного. Расскажите про самый любимый. 

А.П. Интересных объектов запланировано действительно много. Но особняком, как по мне, стоит новый концертный зал на 1000 мест, который появится в тундре напротив парка «Дружба» и дворца спорта «Звездный». Это здание очень хорошо продумано: гостиница, музейный комплекс, концертный зал, который будет трансформироваться в 60 вариантов и подойдет для театра, для рок-постановок, для симфонических оркестров! Сцена в центре, которая вращается – это бомба. 

Подпишитесь на наши уведомления, чтобы быть в курсе всех событий!
Нажмите кнопку «Разрешить» в верхней части экрана