Общество
8 044

9 мая: уже тренд или еще дань истории мужества и патриотизма?

До юбилейной годовщины Дня Победы осталось совсем немного. Уже меньше чем через 3 месяца наша страна встретит 75-ю победную весну. С распространением Интернета каждое 9 Мая стало символов многочисленных акций, флешмобов, мероприятий, да и просто трендов, которые с каждым годом охватывают все больше и больше россиян, вызывая много вопросов по части морали и памяти тех, кто воевал в годы Великой Отечественной войны.

Не утихают споры общественности по поводу георгиевских ленточек на автомобильных антеннах. В кафе и ресторанах, чтобы заманить клиентов на 9 Мая, предлагают бонусы в виде сто граммов «фронтовых». В канун годовщины прорыва Ленинградской блокады проводят акции по раздаче хлеба, одна из этих акций стала скандально известной после того, как в Крыму женщины в норковых шубах торжественно вручали хлеб фронтовикам. Фотографы устраивают тематические фотозоны, дают форму тех лет в аренду, бутафорское оружие времен ВОВ.

С редакцией НУР24 своим мнением поделились новоуренгойцы. Они рассказали, что думают о трендах, которые уже стали постоянными спутниками 9 Мая.

Александр Сергиенко, руководитель военно-патриотического центра «Вымпел-Ямал»

9

— Я не тороплюсь ни осуждать, ни восхвалять какие-то акции и мероприятия, если сам в них не принял участие и не прочувствовал «начинки».

Я не люблю показуху, когда она пустая. Но я знаю и другое по своему опыту: нынче подростку уроков истории недостаточно, чтобы узнать все про Великую Отечественную войну, проникнуться и воспитать в себе уважение к тем годам. И родители дома тоже в большинстве своем мало дают патриотического воспитания своим детям.

Институты влияния на подростковую среду давно поменялись. На первом месте — Интернет, соцсети, а вовсе не школа и семья. Они сколь угодно сильно могут любить и уважать родителей, но поступать будут так, как им велят их интернет-кумиры, даже если не совсем достойны быть примером для подражания.

Чтобы их заинтересовать, вовлечь, нужны новые подходы и форматы. Поэтому и квесты, и акции, и тематические фотозоны я готов и буду принимать, если за этим всем есть какая-то смысловая и ценностная подача. Если в результате ребята что-то поймут, узнают, прочувствуют. Если же это просто показуха, чтобы привлечь внимание, то... это пустое, конечно.

Есть и более вызывающие вещи, типа наклеек «можем повторить» и тому подобное. Не можем. И не имеем права себя сравнивать.

Почему мы занимаемся именно допризывной подготовкой? Все просто — ребятам это интересно. У нормального мальчишки всегда есть интерес к солдатикам, к оружию, к технике. А значит, все это вполне может стать инструментом и обрамлением для того, чтобы закладывать в их головы и сердца какие-то ценности и смыслы, которые мне кажутся правильными и нужными.

А ценности формируются не через уроки, а через пережитые эмоции. Тут так же. Если из квеста он что-то для себя извлечет, например, хотя бы что война — это страшно и что надо сделать все, чтобы не было войны, то пусть будет этот квест! А если он придет туда просто развлекаться, то... увы.

Мы проводили зачеты по истории. Когда 30-40% пишут, что во время Великой Отечественной Советским Союзом руководил Ленин... или Жуков... ну, сами понимаете... зачем такая история? Точнее, такие знания.

Считаю правильным не обсуждать и не осуждать формат того или иного мероприятия, а рассматривать его содержание и цель. Самое главное — даст ли оно необходимый результат, изменятся ли взгляды подростка, сформируются ли те ценности, которые пропагандируют организаторы. 

Диана Ганаева, специалист отдела ССО и СМИ ГДЯ

9

— Двоякое мнение. С одной стороны, я лично трепетно, со слезами на глазах, отношусь к этому празднику, так как я выросла в семье ветеранов ВОВ. Дедушка и бабушка, с которыми я провела детство и отрочество, воевали и имели награды.

Но я не ханжа. Не считаю, что скорбь, боль, ужас и отчаяние надо возводить в культ. Помнить должны — да. Патриотизм воспитывать надо — да. Но не только на памяти к Победе в ВОВ строится любовь к Родине. Уважать Родину, любить ее и броситься защищать всей грудью, в случае чего, могут и те, кто выпили сто грамм фронтовых в кафе и выложили фото в Инстаграм. А те, кто говорят, что это плохо, может и просто так говорят из-за вредности, а страну свою вовсе и не любят.

Я бы не участвовала в такой акции, потому что я априори не интересуюсь такими мероприятиями. Но людям, живущим в соцсетях, возможно, это интересно, и они помнят так.

Вячеслав Калинин, член Союза писателей России

9

— Как отношусь? Не очень хорошо. Все должно быть к месту и органично вписываться в современную реальность. Родина-мать с лимоном в руке — это конечно оскорбление памяти защитников Сталинграда. Фронтовые сто грамм, с гречневой кашей из походных кухонь — ну ладно, это еще как-то нейтрально.

Квест по событиям Великой Отечественной — перебор, на мой взгляд. «Бессмертный полк» — хорошая акция, сам в Питере хожу и другим советую. Это, как не банально звучит, дань памяти павшим и выжившим воинам. Мой дед воевал где-то поблизости от Ленинграда, но в самом городе никогда не был. Я прошел по Невскому с его плакатом, что тут плохого.

По поводу хлеба. Испекать и раздавать «блокадный хлеб» — это глупость и, мягко говоря, непонимание ситуации. Но в Петербурге в День снятия блокады действительно бесплатно в школах (не во всех) раздают по батону хлеба и рассказывают детям, что вот такой батон мог спасти жизнь человека во время блокады, но не всегда спасал, к сожалению. И дети в Питере это знают и помнят. А вот в других городах эту акцию вряд ли стоит проводить, ничего не поймут, а еще и глумиться будут.  

Артем Посохин, писатель-фантаст

9

— Показуха — согласен. Но люди привыкли веселиться и видеть что-то позитивное и не напрягающее в праздниках и т. д. Типа проблем и негатива хватает в обыденной жизни. Вот и радуются, деформируют воспоминания ... под новый лад! Но улыбки стерлись бы, если бы их на часок туда вернуть и дать посмотреть ... вся эта яркая мишура не воспитает такого духа и силы, как были у того поколения!

Анна Вершинина, заместитель начальника информационного-аналитического управления администрации г. Новый Уренгой

9

— Стремление некоторых предпринимателей и организаторов акций выразить свою причастность к 9 Мая иногда доходит до абсурда. Образы и символы Великой Победы используются неуместно.

Помните, георгиевскую ленту предлагали прикалывать на волосах, привязывать к сумкам, обуви, на автомобильных антеннах и т. д. Сланцы, ароматизаторы, бутылки спиртного с черно-оранжевой лентой. Или афиша с анонсом вечеринки с развратными танцами в честь Дня Победы. Или листовка с поздравлением, а на обратной стороне — адрес похоронного бюро и прочее. Вот это все перегибы и не имеет ничего общего ни с праздничной датой, ни с патриотизмом.

Во всем должна быть мера. Если тематическая фотосессия, то пусть она не будет вульгарной; если уж акция «Блокадный хлеб», то пусть она имеет продолжение в виде какого-то тематического вечера, где расскажут о блокаде Ленинграда, подвигах его жителей.

Когда мы говорим о Победе, то важно помнить о каждом ветеране, кто ныне здравствует, и о тех, кто умер, защищая независимость Родины, и тех, кто не дожил до наших дней. И пусть все, что мы делаем в честь 9 Мая, не отталкивает, а дарит душевную теплоту и наполняет чувством гордости.

Алексей Щелкунов, директор МЦ «Молодежный»

9

— Как отношусь? К тем, кто это делает киноводевили про войну? К «популяризаторам» памяти через рекламу и якобы памятные акции в кабаках? К организаторам задорных игр по поводу чужой смерти? Отношусь как к ученикам, которых не научили любить память своей страны, но показали, как на этом можно зарабатывать деньги, баллы, лайки... Генерал Карбышев в ответ на предложение о сотрудничестве с фашистами ответил: «Я честью и Родиной не торгую».

Как я отношусь к этому? Мы не должны допустить, чтобы День Победы стал ярмаркой-продажей Памяти. Во всяком случае, в моем окружении этого точно не произойдет.

Юлия Ивженко, студентка

9

— В победившей фашизм стране необходимо поддерживать патриотизм, но не таким образом... Память должна быть в посещении музеев и выставок, посвященных боям, Великой Отечественной войне, на этом нужно заострять внимание, а не пиарить свое заведение ста граммами.

У подрастающего поколения такие ассоциации и будут — сто грамм фронтовых и только... А люди старшего поколения такими «акциями» ошеломлены.

Считаю, что памятью о войне и обо всех военных периодах не всегда являются сто граммов и хлеб...

Наталья Хорошилова, общественник

9

— Еще лет -дцать назад я сама ходила на шашлыки по случаю Дня Победы, с удовольствием принимала участие в тематических вечеринках и т.д. А потом повзрослела, наверное, или я не знаю, чем объяснить, почему фильмы о войне начали проходить через самую глубину души и восприниматься по-другому. Почему пьяные тематические вечеринки начали вызывать негатив, а празднование соотечественниками Победы не над фашизмом, а над немцами стало вызывать не усмешку, а горечь и осуждение.

По поводу акции «Блокадный хлеб», я читала резкие отзывы замдиректора Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Милены Третьяковой, не согласна с ней. Это не «один разгрузочный день» и не «игра в​ блокаду «на​ сытый желудок». Мне видится это, как возможность «сытому человеку», погруженному в свои будни и бегущему по своим делам, остановиться, задуматься и прочувствовать хоть немного глубже, даже если этот хлеб не приготовлен по максимально схожей рецептуре 1941 года.​ 

Подпишитесь на наши уведомления, чтобы быть в курсе всех событий!
Нажмите кнопку «Разрешить» в верхней части экрана