image

ТОП-5 машин, которые помогли освоить Ямал

Интернет-журнал «Magazine»
17:16
5 728 просмотров

Стальные герои, первопроходцы... о людях, открывавших крупнейшие газовые месторождения в 60-70-е на Ямале говорят с придыханием. Впрочем, добрых слов достойны не только они, но и техника, на которой ковались великие победы над природой. 

МАЗ-543 «Ураган». Исторические хроники освоения Уренгоя 70-х полны кадрами, где эти гиганты, надрывая своё «сердце» мощностью полтысячи лошадиных сил пытаются проехать пару километров по тундре. Армейское спецшасси за авторством Минского автозавода предназначалось для транспортировки вооружений, а обрело себя на Крайнем Севере. Суровый грузовик цвета «хаки» мог развивать скорость до 60 км/ч, возить более 20 тонн. МАЗы отдавали себя гыданской тундре без остатка. Сегодня увидеть их можно только в качестве памятников на постаментах, наподобие «34-ок». В Новом Уренгое – на улице Геологоразведчиков. 

5

Гусеничный армейский вездеход МТЛБ. Боевая машина с 60-летней историей, которая успешно нашла себя «на гражданке» за счёт высокой проходимости и неприхотливости. Вездеход массой 10 тонн может доставить до 4 тонн груза практически в любой район Заполярья. В воде не тонет, но в руках мастера. А если и пойдет ко дну, можно достать и починить. 240 «лошадей», до 500 километров. При наличии топлива и провизии в нем можно прожить долго. Из недостатков: большой расход топлива. До 100 литров на «сотню». Для «армейца» не критично, а в мирной жизни – накладно. Выпущена огромным тиражом – 55 тысяч экземпляров. На «Авито» продаются по цене китайского внедорожника. 

5https://www.drive2.ru/b/581535549295165751/

Вертолет Ми-6. Он же «Корова». До строительства дорог в 70-е вся ответственность за жизнеобеспечение партий геологов лежала на лётчиках. В самые отдаленные уголки автономного округа доставлялись буровые вышки и другие грузы массой до 10 тонн. Габариты у машины серьезные: длина – до 40 метров, высота – до 9. Полная масса – более 40 тонн. «Шестерка» способна летать на расстояние 500-600 километров. Один крылатый трудяга вынужденно приземлился в тундре в 60 км к юго-востоку от Тарко-Сале в августе 1981-го. Там и лежит до сих пор в качестве экспоната для полярных «сталкеров». С 2002-го года Ми-6 уступил место более современным модификациям. 

5ФОТО airliners.net

Тепловоз ТЭ3. Красивый, лупоглазый, морозоустойчивый. Без него не обходилась ни одна советская большая стройка. БАМ, АЯМ, Новый Уренгой (первый тепловоз, дошедший до газовой столицы из Сургута был именно этой марки). Милллиарды тонн доставленных грузов, целые династии машинистов в кабине. На Ямале эксплуатируется до сих пор. В депо Коротчаево можно встретить один из последних «ходовых» (всего было выпущено 7 тысяч штук). И в качестве памятника рядом с новоуренгойским ж/д вокзалом стоит такой же. Интересный факт: двигатель тепловоза разработан на базе американских корабельных моторов, поставляемых по лэнд-лизу во время войны. Говорят, развивает по магистрали до 100 км/ч, но до такой скорости его давно никто не разгонял. 

5

ТРЭКОЛ. Современная отечественная разработка, которая стоит на службе у газодобытчиков, энергетиков, геологов, спасателей и гражданского населения. Выпускается в подмосковных Люберцах. Могучий шестиколесный монстр довезет по любому бездорожью. Способен преодолевать водные преграды. Абсолютно безвреден для почвы: в шинах можно понижать давление в несколько раз. Разгоняется до 70 км/ч. Двигатель отечественный, требует «прямых рук». Бензина «ест» умеренно – по 15 литров на 100 километров. Экземпляров сделано немного, но встретить можно практически в любом городе Ямала.  

5Фото пресс-службы правительства ЯНАО 

Подпишитесь на наши уведомления, чтобы быть в курсе всех событий!
Нажмите кнопку «Разрешить» в верхней части экрана