image

Особенности работы транспортных следователей в Западной Сибири: масштаб и вызовы

Особенности работы транспортных следователей в Западной Сибири: масштаб и вызовы

25 июля сотрудники Сургутского отдела на транспорте, как и все их коллеги по всей стране, отмечают свой профессиональный праздник – День сотрудника органов следствия Российской Федерации. Это день признания их важного вклада в укрепление законности и правопорядка в условиях, требующих высокой квалификации, выдержки и самоотдачи.

Работа следователей на транспорте сопряжена с уникальными вызовами, особенно в таких обширных и стратегически важных регионах, как Западная Сибирь. Сургутское подразделение следственного отдела, входящее в структуру Центрального межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ, отвечает за огромные территории, где развивается мощнейшая транспортная система, обеспечивающая функционирование Западно-Сибирского топливно-энергетического комплекса.

Транспортная система Западной Сибири, обеспечивающая работу крупнейшего топливно-энергетического комплекса России, является одной из самых протяженных и развитых в стране. Сургутский отдел на транспорте Центрального межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ отвечает за огромные территории, сопоставимые по площади с несколькими европейскими государствами. Это накладывает особую ответственность на работу следователей, которым приходится сталкиваться с уникальными вызовами.

Масштабы юрисдикции: от тайги до Крайнего Севера

Сургутский отдел на транспорте Центрального межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ  охватывает территорию Ханты-Мансийского транспортного региона, протяженность которого с севера на юг составляет 1800 км, а с запада на восток – 1400 км. Эта площадь в 3,6 раза превосходит территории Свердловской области и Пермского края вместе взятых. На этой обширной территории сосредоточена мощная транспортная инфраструктура:

Железнодорожные пути: Общая протяженность составляет 1 467 км с почти 70 станциями и разъездами. Сургутское отделение железной дороги обслуживает не только пассажирские перевозки, но и 405 хозяйствующих субъектов ХМАО, при этом объем грузо- и пассажироперевозок постоянно растет.

Авиасообщение: В регионе находится 10 аэропортов, 4 из которых – международные. Здесь действуют крупные авиакомпании, такие как ПАО «Авиакомпания ЮТэйр», АО «Нижневартовскавиа», ООО «Авиапредприятие Газпромавиа». Высокая интенсивность воздушного движения приводит к систематическим инцидентам; ежегодно с 2007 года расследуются уголовные дела по фактам авиакатастроф с человеческими жертвами.

Водный транспорт: Крупнейшие реки – Иртыш и Обь – имеют общую судоходную протяженность свыше 5 000 км. Здесь расположены 40 речных портов, 36 пристаней, 9 переправ и около 100 хозяйствующих субъектов речного флота. В 2019 году на учете в Государственной инспекции на внутреннем водном транспорте числилось 2 437 единиц флота.

Новоуренгойское подразделение отвечает за Ямало-Ненецкий автономный округ площадью более 769,3 тысяч квадратных километров. Северная граница округа, омываемая водами Карского моря, имеет протяженность 5100 километров, из которых около 900 километров являются частью Государственной границы России. Здесь также развита разнообразная транспортная инфраструктура:

Железнодорожный транспорт: Деятельность осуществляют подразделения ПАО «Российские железные дороги» (Ноябрьская и Коротчаевская дистанции пути), а также АО «Ямальская железнодорожная компания». В округе находятся 4 железнодорожных вокзала (Новый Уренгой, Лабытнанги, п. Пуровск, п. Ханымей) и 13 остановочных пунктов.

Авиасообщение: На территории ЯНАО расположено 10 аэропортов, 7 из которых принимают и отправляют пассажиров, почту и грузы. Аэропорты Салехарда, Нового Уренгоя, Надыма и Ноябрьска имеют искусственное покрытие взлетно-посадочных полос и способны принимать все типы воздушных судов. Среднегодовой пассажиропоток по крупным аэропортам превышает 1 миллион человек. Среди действующих авиакомпаний – «Ямал», «ЮтЭйр», «КомиАвиатранс» и АК «Лайт Эйр».

Внутренние водные пути: ЯНАО обладает разветвленной сетью водных путей протяженностью 3563 км, включая судоходные реки Обь, Надым, Пур, Таз и их притоки. В округе функционируют четыре речных порта (Салехардский (Лабытнанги), Надымский, Уренгойский) и Международный порт Сабетта, а также 10 причалов. Среднегодовой пассажиропоток водным транспортом составляет около 7000 человек.

Сложности расследований: пример авиакатастрофы на Ямале

Особую сложность для следователей представляют уголовные дела, связанные с происшествиями на транспорте, особенно в труднодоступных северных регионах. Пример такого дела – авиакатастрофа, произошедшая 2 ноября 2014 года в Пуровском районе ЯНАО.

Тогда частный самолет ЕЭВС «Пеликан», модифицированный под вертолет Ми-2, при взлете с берега озера Кумалито столкнулся со льдом. В результате крушения погибли пилот и его товарищ. Расследование уголовного дела, возбужденного Новоуренгойским подразделением, столкнулось с рядом серьезных трудностей:

Труднодоступность: Следственно-оперативная группа добиралась к месту крушения несколькими видами транспорта, и осмотр удалось провести только на пятые сутки.

Природные условия: К моменту прибытия следователей воздушное судно уже вмерзло в ледяную поверхность озера, что сделало невозможным его извлечение стандартными методами. Большая часть вертолета, включая органы управления, находилась под водой.

Отсутствие поддержки специалистов: Из-за удалённости и труднодоступности места происшествия следователю пришлось самостоятельно, без поддержки авиационных специалистов, проводить осмотр и устанавливать причины  инцидента.

Недостаток информации: Отсутствовали данные о технической исправности судна, метеорологическая информация по маршруту полета, а также документация на вертолет и сведения о летной квалификации пилота.

Несмотря на все эти препятствия, благодаря грамотно проведенному осмотру места происшествия, многочисленным допросам свидетелей и специалистов, а также творческому подходу к планированию следственных действий, следователю удалось установить истинную причину и подробные обстоятельства крушения. Вина пилота была установлена, и уголовное дело было прекращено в связи с его смертью.

Этот случай наглядно демонстрирует, с какими вызовами сталкиваются транспортные следователи в регионах с суровыми природными условиями и спецификой транспортной инфраструктуры, и как их профессионализм позволяет расследовать самые сложные происшествия.

Ищите наc на следующих площадках:

ВКонтакте

Telegram

RuTube

Подпишитесь на наши уведомления, чтобы быть в курсе всех событий!
Нажмите кнопку «Разрешить» в верхней части экрана