Интернет-журнал «Magazine»
2
5 927

Били, унижали, травили и издевались: истории новоуренгойцев, переживших буллинг

«Это был ад!» — так вспоминают некоторые новоуренгойцы свои школьные годы. К сожалению, у кого-то вместо счастливых школьных будней в воспоминаниях остались издевательства над ними одноклассников, одиночество, травля или даже побои. И если после выпускного обидчики уже забывали все эти ужасы, то для пережившего буллинг они могут остаться на всю жизнь.

НУР24 собрал истории новоуренгойцев, переживших буллинг. 

«Я всю жизнь полная, и в школе была не просто травля, это был ад! До сих пор мне снятся кошмары про школу, хотя выпустилась в 2009 году. Не только одноклассники, но и из других классов меня обзывали и унижали, мои же одноклассники пошли дальше и били меня. Речь не шла об обучении, главная задача — выжить. Некоторые учителя защищали, но это было бесполезно. Все случаи однотипные: «не дала списать», «не так посмотрела», «просто захотелось», били в основном в плечо, синяки сходили только во время каникул. Но был один наиболее яркий случай. Я, наконец, осмелилась дать сдачу обидчику, и это был успех, но после уроков он со своими друзьями подкараулил меня у школы и ударил ногой в низ живота. Я пролежала минут 20, рыдая от боли, и никто из проходивших мимо взрослых мне не помог. Сейчас же у меня большие проблемы по женской части».

«Учитель математики и по совместительству классный руководитель регулярно меня высмеивала за то, что я плохо соображаю по ее предмету и что у нашей семьи нет денег на классные нужды. На то, что я ходила в одном и том же и падала в голодные обмороки, ей было плевать. А вот за то, что на новогодний подарок не сдала — это был позор, обсуждаемый при всем классе. Одноклассники учительницу уважали, так как она была одним из сильнейших математиков в городе, а ко мне относились с пренебрежением, так же как и она. Перешла в другой класс, и все проблемы решились».

«Травили и издевались. Сначала из-за неровных зубов и неправильного прикуса. Потом, когда выровняла зубы, травили из-за проколотого носа. Позже стало еще хуже, когда начался переходный возраст и мне косметолог занесла заразу под кожу. На моем лице не было живого места. Издевались класса до 10. Причем только одноклассники. Ничего, пережила, жива, здорова и с нормальной психикой. Со многими одноклассниками не общаюсь, зато сами теперь написывают.
Также в школьное время у нас в классе была традиция. У тех, у кого день рождения, запускали по классу большую открытку и писали поздравления. Те, у кого именины были летом (как у меня), получали открытку в первые учебные дни сентября. Так вот, все начали писать поздравления, и когда классный руководитель вручил открытку мне (при этом она ее не открывала и не видела, что там), я была немного в шоке от увиденного. Кто-то написал «желаю поумнеть», кто-то еще всякой гадости. И по почерку я знала каждого, кто оставил свое «пожелание». Особо не расстроилась, просто демонстративно ее разорвала и выбросила. Причем не понимала, почему такое отношение было ко мне, но было даже как-то пофиг, почему. Знала точно, что когда закончу школу, это все останется позади. Так и получилось».

«Я бы не сказала, что меня травили, но недолюбливали в классе, где большинство девочек. Я училась в сельской школе, у нас было два ряда парт. На первом сидела основная часть класса, на втором я, девочка из неблагополучной семьи и мальчик с неуравновешенной психикой. Когда в 5 классе начала носить очки, то, конечно, это вызывало смех и шуточки. Тогда я стала «очкариком». Прятали портфель, писали ручкой слово «дура» на дубленке. Иногда я плакала, убегала домой. Но чаще брала себя в руки, отвечала дерзко и показывала зубы. Но одну историю до сих пор вспоминаю с болью. У нас была школьная постановка «Ромео и Джульетта». Учителя выбрали меня на роль Джульетты, мне мама даже подготовила платье. Я его принесла, оставила, но пропустила одну репетицию по уважительной причине. Тогда мои одноклассницы сказали учителям, что я отказалась быть Джульеттой и хочу быть Ромео... Когда я об этом узнала, уже ничего не стали менять. До сих пор помню эту сцену из спектакля, как я стою в костюме Ромео под импровизированным балконом на сцене, а там моя одноклассница... В моем платье».

«У меня уши торчат, как у Чебурашки. Так с 8 класса мне дали прозвище «чебурнатор», «чебурашка» и издевались как могли. Из-за этого мне ужасно не хотелось идти в школу. Просто приходила в школу и полкласса просто называли не по имени, а «привет, чебурнатор», «ты нас хорошо слышишь?», «где твой Гена?». Прятали мои школьные принадлежности и насмехались. И так все 2 года. Порой учителя вели себя неадекватно, ставили оценки несправедливо. Родители не интересовались, не понимали. Стала прогуливать уроки, скатилась на тройки и после 9 класса ушла из этого ада. Со временем обида на одноклассников прошла, взяла себя в руки, читала книги по психологии. Мне 30 лет, семья, получила высшее образование, работаю замначальника. Дальше только вперед без оглядки назад. Об этом я никому не рассказывала, родители об этом вообще не знают».

«В нашем классе особо не было тех, кого обижали. Но у ребят, которые старше нас на год, была в классе «белая ворона». Мальчика травили потому, что у него были большие глаза. И он присоединился к ним только в 4 классе, то есть его всегда считали новеньким, вплоть до 9 класса. Так в один день его так довели, что это дошло чуть ли не до суицида. Одноклассники ушли на физкультуру, а он остался в кабинете. Когда никого не было, он взял какой-то шнур из шкафа и обмотал себе шею. Так и сидел до конца урока, пока не пришли одноклассники. Он уже чуть ли не терял сознание. Потом, конечно, подошли учителя и успокоили парня. После этого одноклассники уже немного отстали от него».

О том, чем опасны детские травмы, мы уже наслышаны. После громких трагичных историй психологи чаще всего говорят, что источником агрессии могут быть детские травмы. Непринятие одноклассниками, неимение друзей, травля, недопонимание со стороны близких — мощные триггеры. Мы узнали от специалистов, как действовать подросткам, которые столкнулись с буллингом. И как действовать взрослым, если они узнали, что ребенок стал жертвой агрессивных сверстников.

Отвечает клинический психолог Борис Пашков (@pashkov.psy):
«Пострадать от буллинга может любой ученик, при этом зачастую отсутствуют какие-либо конкретные основания для агрессии. Повод может быть самым разным. Например, есть замкнутый ребенок с отрицательными убеждениями о самом себе и социальными и коммуникативными сложностями. Такие особенности могут формироваться как последствия травли, так могут выступать ее предпосылками, восприниматься в качестве «сигналов» для других детей о том, что этого ребенка легко сделать жертвой.

Что делать взрослым, если заметили, что у ребенка есть проблемы в общении со сверстниками? Нужно разговаривать с ребенком, интересоваться его жизнью. Чтобы эти разговоры были продуктивными, между вами должны быть доверительные, уважительные отношения. Если ребенок сообщает вам о том, что он или еще кто-то подвергается травле, поддержите его, похвалите ребенка за то, что он набрался смелости и рассказал вам об этом, и соберите информацию (при этом не стоит сердиться и обвинять самого ребенка). Подчеркните разницу между доносом и откровенным разговором со взрослым человеком, который может помочь.

Как подростку справиться с таким давлением в свою сторону? Вот какие рекомендации можно дать подростку, который подвергается травле. Он должен стараться не поддаваться на провокацию, не проявлять гнев: возможно, обидчик потеряет к нему интерес.
Блокировать агрессора онлайн или в телефоне, но сохранить оскорбительные сообщения.
Сообщить о происходящем взрослому человеку. Обратиться за поддержкой в психологическую службу, если нет возможности поговорить об этом с родителями или учителем.
Каждая ситуация индивидуальна, поэтому важно, чтобы ребенок обратился за помощью к взрослому. Хорошо, если рядом есть человек, с кем он может быть откровенен.

И вообще как вести себя родителям, если они заметили, что ребенок изменился и стал замкнутым, нервным и т.д.? Первое — поговорить, узнать причину изменений. Если эти изменения связаны со школой, уточнить у преподавателей, заметили ли они изменения в поведении. Если изменения не связаны со школой, то понаблюдать за ребенком, какие интересы появились, а какие исчезли. Здесь также важен взгляд специалиста в области ментального здоровья».

Также специалист предложил просмотр совместных фильмов с соответствующей тематикой. Например, картины «Кэрри» (1976), «Чучело» (1983), «Сердце Америки» (2002), «Пиф-паф, ты мертв» (2002), «Класс» (2007), «13 причин почему» (2017).

«Просматривая фильм, ребенок может провести параллель с происходящим с ним в его классе, увидеть свою ситуацию и поделиться с родителями. А также такой просмотр можно устроить и в классе, а потом устроить анализ фильма», — посоветовал Борис Пашков.

Подпишитесь на наши уведомления, чтобы быть в курсе всех событий!
Нажмите кнопку «Разрешить» в верхней части экрана